Франсис Пикабиа: вне правил
Франсис Пикабиа был величайшим французским художником-авангардистом, мастером эпатажа, эксцентричным разносторонне одаренным творцом, для которого не существовали никакие догмы. Он творил вне рамок, попросту их не замечая. Последователями замечательного француза стали дадаисты и сюрреалисты.
Становление личности
Франсис родился в Париже. Его матерью была француженка, а отцом – испанец. Родитель будущего творца работал в сахарной промышленности на Кубе, затем трудился в кубинском посольстве Франции как дипломат. Мать Пикабиа была из буржуазной семьи. Она скончалась, когда сыну было всего пять лет.
Франсис вырос человеком со сложным характером. Будучи холериком, он мучился и мучил других постоянными перепадами настроения. У него случались приступы затяжной депрессии, неврастенические припадки. Он нередко срывал свой необоснованный гнев на близких.
Темперамент мастера отразился и на его творчестве. Казалось, он никак не мог определиться с тем, в каком направлении работать, постоянно менял стили, бросаясь из крайности в крайность. Эксперты подсчитали: манера письма Пикабиа и его идеология менялись не менее 7–10 раз! По этому показателю он превзошел даже Пабло Пикассо…
Когда Франсису, уже писавшему картины, стукнуло 16, отец показал его работу жюри «Салона французских художников» Парижа. Полотно приняли. С тех пор Пикабиа решил стать художником.
В живописном кругу
В конце 90-х годов ХIХ века Франсис учился в Школе декоративных искусств столицы у Эмбера и Кормона. Изначально он создавал традиционные пейзажи во французском стиле – спокойные, импрессионистические, а ля Камиль Коро.
В самом конце столетия юноша уже выставлялся в Салоне Независимых и считался состоявшимся импрессионистом. Его стали узнавать в живописных кругах.
В 1902 году он побывал в Испании и от импрессионизма не осталось и следа. Там Франсис увлекся красочным вызывающим фовизмом.
В 1910 он познакомился с Марселем Дюшаном, французским и американским художником и шахматистом. Так начался переход Пикабиа к кубизму и геометрической абстракции. Знаковой работой этого периода стала картина 1913 года «Танцовщица в Атлантическом круизе».
Началась война с Германией, и Франсис перебрался в США. Там он выставлялся на «Армори шоу», предприятие оказалось успешным. Живя в Нью-Йорке, француз сблизился с авангардистами и возглавил там движение дадаистов.
Обретение себя
Однако еще 2 года спустя он резко изменил стиль письма. Ему надоела геометрическая абстракция! Душа просила чего-то нового! Так и родился авторский стиль Пикабиа.
Мастер создал цикл так называемых «механических» либо «антропоморфных» чертежей. Он придумал раскрашивать стандартные технические чертежи и парадоксально добавлять в них абсолютно неожиданные детали. К этому циклу относятся работы «Парад любви», «Дитя-карбюратор» и др.
Эти рисунки буквально источают сарказм, эпатаж, напоминая нам о бессмысленности жизни и силе восприятия человека, которое может вместить реальные образы в самые абстрактные формы.
Франсис то враждовал с дадаистами, то возглавлял движение «Дада», совершал «просветительские» путешествия в Барселону, Цюрих, писал дадаистские статьи.
Однако и этому этапу его творческой биографии было суждено закончится. Пикабиа снова делает резкий поворот. Теперь он – сюрреалист.
В плену сюрреализма
В это время художник страдал от серьезной депрессии и принимал какодилатовые таблетки, тоже нашедшие отражение в его творчестве («Какодилатовая картина» 1922).
Художник забросил масло, обратился к коллажу и сюрреалистическим объектам. Вместе с молодым Рене Клером он работал над фильмом «Антракт или Спектакль отменяется», увлекся балетом…
С 1927 года мастер создает своеобразные «прозрачные» картины, экспериментируя с перспективой. Он старался обмануть зрение, сопоставляя несопоставимое, накладывал масштабные силуэты на мелкие пейзажи, создавая видимость так называемого «пространственного сюрреализма». Яркие работы того времени – «Сфинкс» (1929), «Медея» (1929). К началу 30-х Франсис сказал все возможное в рамках этого стиля.
Поздний период творчества: поиски продолжаются
Теперь Франсис писал весьма брутальные полотна, которые можно отнести к любительскому псевдоклассицизму. Казалось, что он пародировал работы живописцев-графоманов.
Постепенно Пикабиа и вовсе ударился в китч. Он пишет полотна в жанре «ню», библейские сцены, которым нарочито придает вид анти искусства. Много пишет на заказ.
Надо отметить, что Пикабиа всегда любил красивую жизнь. Ему нравились удовольствия из рекламных проспектов – красотки, яхты, роскошные виллы, золотистые пляжи… В результате он пришел к откровенному зарабатыванию денег и творил исключительно ради коммерческой выгоды. К сожалению, коммерческая живопись последних лет не имела ничего общего с его предыдущими гениальными и осмысленными творениями.
Вторую мировую войну художник провел в Швейцарии: он всегда покидал места военных действий. В 1945 мастер вернулся в Париж, где сблизился с экзистенциалистами. Благодаря им впоследствии миру открылись его стихи и статьи по теории искусства, написанные еще в 10-е годы.
В конце жизни художник испытывал финансовые затруднения. У него не хватало средств даже на покупку холста: приходилось неоднократно переписывать одно и то же полотно.
Пикабиа не стало в 1953 году. Его могила находится на кладбище Монмартр.