Мы обрабатываем персональные данные в соответствии с Общим регламентом ЕС об обработке персональных данных (GDPR). Более подробная информация доступна в Политике конфиденциальности. Компания Cofrance SARL использует файлы cookie для правильного функционирования данного веб-сайта, индивидуального подбора контента в социальных сетях и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Яндкс Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта.
COFRANCE Sarl
54 Rue de France, Nice
cofrancesarl@gmail.com
Жить во Франции
Оптимальное решение юридических вопросов на русском языке
+33 629-961-135
Мск: +74954813905 Спб: +78123091786
Киев: +380443921436
Алматы: +77273495174
НиццаНицца: +33629961135
Тель-Авив: +97233741152
Сингапур: +6531591006
Сидней: +61283171135
Нью-Йорк: +19292141225

Chateauneuf-du-Pape. Часть II.

Гродок Chateauneuf-du-Pape. Маленький. Старинный. С узкими улочками, главная из которых ведет собственно к замку. Точнее, тому, что от него осталось. А осталось немногое – одна стена и кусок башни. С вершины холма, на котором стоят руины (и когда-то стоял папа Иоанн ХХII), видна прекрасная долина Роны. Вдали – прекрасные горные вершины Альп.

Когда-то на месте городка была укрепленная деревня. Появилась она по распоряжению епископа Авиньона в 1040 году и называлась Castrum Novum.

Свое нынешнее название город получил в 1893 году.

В городке полно винных погребов-магазинов, где можно опрокинуть стаканчик-другой знаменитого напитка и бутылочку прикупить. Что, собственно, я и сделал.

Зашел в магазин владельца одного из шато - Жан-Жака Берту. Выпили по стаканчику (так себе, если сравнивать с тем, что я пил в ресторане Grand Hôtel Stockholm), поговорили о видах на урожай. Бутылка «с ключами» этого хозяйства оказалась недешевой. Но за пределами городка, а тем более, за пределами Франции, стоила бы эта бутылочка куда как дороже.

Вино и ряса

Позже, смакуя вино и рассматривая бутылку со знаменитым логотипом на ней, я вот о чем вдруг подумал.

ХIV век – это зенит Средневековья. Инквизиция, костры, голод, интриги, войны … Полчища всадников  рыскали туда –сюда. А виноградники не трогали. (Разве что англичане, вторгавшиеся в пределы Аквитании, во время военных маневров… Вот как об этом у Мориса Дрюона во «Французской волчице»:

«- Да, плохое время для войны, -  бросил  в  сердцах  сир  де  Бержерак…

- Почему же плохое? - спросил граф Кентский…

- Потому что наступил сбор винограда, ваше высочество…Потому что вилланы озлятся, видя, как топчут  их  урожай,  и будут наверняка ставить нам палки в колеса.

Граф Кентский пожал плечами. Что значит для бордосских виноделов потеря нескольких бочонков вина; независимо от того, идет война  или  нет,  здесь все равно будут пить кларет».

К винограду относились бережно. Вино производили, технологии соблюдали и совершенствовали. Может, оттого, что виноградники в средние века принадлежали монастырям, а с монахами (читай – церковью) предпочитали не ссориться.

Несколько слов о том, почему именно монахи занимались виноделием.

Теологи утверждают, что Христос благословил хлеб и вино на последней трапезе – Тайной Вечере, разрешив тем самым духовенству производить и употреблять этот напиток.

В Библии нередко встречаются высказывания о вине: Екклесиаст говорит: "Итак, иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим" (9: 7). Ной, единственный праведник в глазах Бога, посадил виноградник (Бытие, 9: 20). 

Апостол Павел в Первом послании к Тимофею (5, 23) писал: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего, и частых твоих недугов". 

Надо сказать, что людям Христа вино необходимо было для ритуала – литургии. А поскольку транспортировать вино в те времена было затруднительно, то епископы приказывали сажать виноградники везде и всюду.

"Роль монашества в "селекционной работе и в совершенствовании виноделия, - справедливо пишет Ж. Клодьян, - останется главенствующей до XVIII века" . Поистине, монахи в буквальном смысле - "отцы виноградарства". 

Конечно, для монастырей вино было еще и источником доходов.

Петр Вайль в книге «Слово в пути» пишет: «Холодно и промозгло в их братской трапезной, в их монастырской церкви…Поразительно это сопряжение: вино как живейший символ жизни и вызывающий отказ от простейших жизненных радостей. Впрочем, в монастыри уходили не столько за благочестием, сколько за укрытием от насилия и бедности».

Самый известный и яркий  пример сотрудничества монаха и вина – рождение шампанского в конце XVII в., когда  30-летний монах-бенедиктинец Дом Периньон в Отвильерском аббатстве в Шампани, по сути, изобрел этот напиток. Французские ликеры Шартрез или Бенедиктин получили свое название от монашеских орденов, занимавшихся изготовлением спиртных напитков.

Конечно, для монастырей вино было еще и источником доходов. И, конечно, сами монахи не прочь были приложиться к кубку с живительным напитком.

Если верить историку Кастельно, в IX веке потребление вина составляло 1132 литра в год на монаха. В конце XIV века монахи бенедиктинского аббатства Сен-Пьер-де-Без получали по литру вина в праздники и примерно по пол-литра - в будние дни. Средневековый автор пишет: "Как бы ни велика была жажда монаха, он никогда не утолит ее молоком".

Пишут, что в те времена вино разбавляли. Но это в жару и при его недостатке. Во всяком случае, решение капитула в Мон-Сен-Мишель предупреждало келаря о том, что «нельзя чересчур разбавлять вино под предлогом слишком большого числа сотрапезников».

Церковный Устав VI века уже содержал совет разбавлять вино в трапезной горячей водой. Вино либо просто подогревали на огне, добавляя немного корицы и сахара, либо добавляли в вино очень горячие гренки, либо погружали в него раскаленную добела кочергу. 

Чем  было вино для людей того времени? Радостью? Отдушиной? Способом ухода от действительности – эскапизмом?

Из литературных источников понятно, что вино было непременным атрибутом жизни средневековой Франции.

В романе «Узница Шато-Гайара» Морис Дрюон так описывает прибытие графа Робера Артуа в замок: потребовал подогретого вина для себя и своей свиты; затем для узник замка – принцесс Маргариты и Бланки – «побольше вина»; затем во время ужина «принцессы не только ели, но и пили. Пили вино  из  подвалов  коменданта Берсюме, пили с таким видом,  словно  желали  вознаградить  себя  за  семь месяцев лишений, когда приходилось утолять  жажду  одной  холодной  водой». Деталь: автор сообщает, что продукты для стола собирались с большим трудом – в стране был голод. Однако вино было, видимо, в достатке, потому что  о его дефиците автор не сообщает.

Вот что пишет автор сайта http://vinodelie-online.ru/vino-v-srednie-veka/ : «Если первоначально потребление вина было привилегией лишь высших пластов городского населения, то уже в первой половине XIV века его пили и простолюдины, стремившиеся подражать знати. Кроме того, стали известные антисептические свойства вина, настолько важные во времена опустошительных эпидемий: довольно было добавить его в воду, чтобы она стала безвредной для здоровья. Все это благоприятствовало развития торговли местным вином, а также появлению многочисленных таверн».

И да! Надо ли говорить, что любимым напитком всех солдат было вино! (Как писал в «трех товарищах» Эрих Мария Ремарк, «ром – молоко солдата!»). Вино в те времена распределялось по рангам. Командиры пили вино ежедневно, простые солдаты получали его по праздникам или перед сражением. (вспомните фронтовые сто грамм)

Послесловие

Разумеется, современность внесла свои коррективы в технологии производства вин даже в такой традиционалистский регион, как Chateauneuf-du-Pape. Сегодня и здесь делают вина, способные созревать быстро. Быстрота нужна для прибыльной отдачи вложенных средств.   И, как пишет http://enoteka.ru/Articles/View/?id=215,  «далеко не все виноделы готовы часть урожая, причем лучшую его часть, пожертвовать на производство полнотелых, дымно-перечных и бархатных «папских» вин (то есть, таких, как попалось мне в отеле Стокгольма).

К слову, есть здесь и хозяйства, которые делают экологическое Chateauneuf-du-Pape. Например, в Chateau Gigognan (Шато Жигоньян). Оно было построено в XIX веке иезуитскими монахами. Сейчас это винодельня мирового класса, хотя здесь почти не используется техника, виноград собирают вручную, а из добавок используют только диоксид серы в качестве антиоксиданта.  

Конечно, в соседних с Chateauneuf-du-Pape апелласьонах тоже есть отличные вина – и в северных районах Кот дю Рон (Hermitage, Crozes-Hermitage, St-Josepf), и в соседнем Лангедок-Руссийоне (Domaine Ste-Eulalie, Chateau de Lastours)… Но вина из папского шато стоят все же особняком. (Один мой знакомый, любитель автомобилей Honda, так говорит: «Есть много хороших автомобилей, но Honda – это всегда Honda»). Так и с Chateauneuf-du-Pape. За известный хорошим качеством и проверенный временем бренд, как и в случае с Honda, потребителю приходится доплачивать. (Впрочем, цены не такие уж и высокие – в среднем 30 евро за бутылку. Хотя, конечно, есть и гораздо дороже).

Но если уж доплатили…И приобрели бутылку, к примеру, Vieux Telegraphe, или  La Bernardine, или   Chateau de Beaucastel,  или Domaine du Pegau (все это – апелласьон Chateauneuf-du-Pape)...

На всякий случай – список лучших производителей:

"Домэн де Боренар" (Domaine de Beaurenard), "Домэн де ля Жанас" (Domaine de la Janasse), "Домэн дю Вье-Телеграф" (Domaine du Vieux Telegraphe), "Домэн Матье" (Domaine Mathieu), "Кло дэ Пап" (Clos des Papes), "Кло дю Мон-Оливэ" (Clos du Mont-Olivet), "Резерв дэ Селестэн" (Reserve des Celestins), "Шато дю Бокастель" (Chateau de Beaucastel), "Шато Кабрьер" (Chateau Cabriere), "Шато ля Гардин" (Chateau la Gardine), "Шато ля Нэрт" (Chateau la Nerthe), "Шато Рейас" (Chateau Rayas), "Шато Фортьа" (Chateau Fortia), «Шато Райяс» (Rayas), «Шато ля Нерт» (La Nerthe), «Домен дю Пего» (Domaine du Pegau), «Домен Анри Бонно» (Domaine Henri Bonneau) и «Ле Кайю» (Les Cailloux).


Любуйтесь бутылкой с папским гербом; читайте отзывы (вроде этого: «Красный классический шатонеф-дю-пап — вино мощное, изысканное, округлое, с букетом — одним из самых богатых и оригинальных в мире: гарриг (ароматические травы, южные кустарники), зрелые ягоды (малина, черная смородина), пряности. Типичны эмпирематические (жареный арахис, дым) и порой животные и йодистые тона)» и – пейте!

Из хорошего бокала пейте! («…то самое вино в ином сосуде – и вкус иной») И не в одиночку.

Ибо Chateauneuf-du-Pape – это праздник! А праздник не может быть в одиночку.

Ваше здоровье и до встречи во Франции!

Григорий Пасько



Телефоны Москва: +7 495 4813905
Спб: +7 812 3091786
Киев: +38 044 3921436
Алматы: +7 727 3495174
Ницца: +33 629961135
Тель-Авив: +97233741152
Сингапур: +6531591006
Сидней +61283171135
Нью-Йорк: +19292141225
Факс +33 (0) 493 801 305
+7 812 309 17 86 (автомат)
SMS +33 (0) 629 961 135
+7 965 008 41 00
Телефоны Москва: +7 495 4813905
Спб: +7 812 3091786
Киев: +38 044 3921436
Алматы: +7 727 3495174
Ницца: +33 629961135
Факс +33 (0) 493 801 305
+7 812 309 17 86 (автомат)
SMS +33 (0) 629 961 135
+7 965 008 41 00

Ницца ждет!!!